Entry tags:
О величии российского мирного атома
Слава российского космоса и оружейников немного подуваяла, остался один атом, в том числе и мирный. В принципе вещь хорошая и гордиться есть чем, но как обычно некоторых переклинивает.
Недавно при обсуждении возможности строительства АЭС в стране икс мне заявили "ну если РФ не будет строить, то кто? у остальных сил нет".
Не вижу смысла обсуждать новости в будущем времени вроде атомного космического буксира, проект которого недавно претерпел очередные изменения, увеличив мощность вшестеро - ограничимся ближайшим прошлым.
Открываем список АЭС и считаем блоки, построенные за последние 10 лет:
Китай - 27 энергоблоков, 26 ГВт (из них за рубежом 3 блока, 1.6 ГВт)
РФ - 15 блоков (считая 2 крохотных Ломоносова), 13.3 ГВт (за рубежом 6 блоков, 6 ГВт)
Прогнивший Запад - 11 блоков, 13.4 ГВт
26% имеющихся мировых энергоблоков советско-российской постройки и из введенных за последние 10 лет 28% российские - среднее по больнице. В статусе "строящиеся" российских - 33%.
В общем тезис "сможет ли эта планета построить АЭС без России" особого смысла явно не имеет.
Отдельные товарищи любят фантазировать о скором конце ресурсов и полной безнадежности "зеленых" источников, оправдывая этим текущую политику.
Благодаря атомшикам РФ получила за 10 лет 7.3 ГВт, но за это время было закрыто блоков на 3.8 ГВт - так что половина строительства лишь компенсировала выключенные блоки.
Еще десять лет назад выработку ветра-солнца было трудно без микроскопа, так что усреднять рост за все десять лет некорректно - надо брать результат последних лет.
В РФ эти источники оставались в загоне, но тем не менее один ветер прибавил в 2020 и в 2021 примерно по гигаватту установленных мощностей, с учетом КИУМ по 300 МВт реальных. Напомним что атомщики в среднем вводили 350 МВт в год.
В общем и тут как-то трудно обосновать безальтернативность атома в плане спасения от полярного лиса.
Из последних новостей можно узнать что российские атомщики совершили прорыв, "замкнув цикл урана на реакторе БН-800 и получив неисчерпаемый источник бесплатной энергии на тысячи веков".
Быстрые реакторы интересны возможностью более полно использовать энергию ядерного топлива. Маленькая проблема - имеющихся запасов существующим реакторам хватит минимум на столетие.
Запасы рассчитываются исходя из цены урана порядка 300 долларов за кг. Не потому что при этой стоимости АЭС станут нерентабельны. А потому что при этой стоимости становится реальным извлечение урана из морской воды, что увеличивает его запасы в разы. Ну и как показывает история, при увеличении цены обычные сухопутные запасы также возрастут нелинейно.
В общем утверждать что никто не построит аналогичные реакторы за это время как минимум странно. Особенно учитывая что Китай уже строит копию с 2017 года.
В ближайшей же перспективе интересно в первую очередь производство MOX-топлива и сжигание его в обычных реакторах для уменьшения количества ядерных отходов. Как ни удивительно, но с этим в Европе как минимум не хуже чем в РФ (читаем tnenergy - [1], [2] или вики - La_Hague_site).
Полноценный промышленный БН-1200 еще не построен, возможно что будущее реакторов на быстрых нейронов за свинцовым теплоносителем, а БРЕСТ только начал строиться. Сначала надо довести ЗЯТЦ (Замкнутый Ядерный Топливный Цикл) до ума, потом ждать как минимум десятилетия до истощения запасов урана. Учитывая что и новый реактор и топливо стоят дороже обычных, есть все шансы что все наработки будут пролюблены до того как в них возникнет необходимость...
Недавно при обсуждении возможности строительства АЭС в стране икс мне заявили "ну если РФ не будет строить, то кто? у остальных сил нет".
Не вижу смысла обсуждать новости в будущем времени вроде атомного космического буксира, проект которого недавно претерпел очередные изменения, увеличив мощность вшестеро - ограничимся ближайшим прошлым.
Открываем список АЭС и считаем блоки, построенные за последние 10 лет:
Китай - 27 энергоблоков, 26 ГВт (из них за рубежом 3 блока, 1.6 ГВт)
РФ - 15 блоков (считая 2 крохотных Ломоносова), 13.3 ГВт (за рубежом 6 блоков, 6 ГВт)
Прогнивший Запад - 11 блоков, 13.4 ГВт
26% имеющихся мировых энергоблоков советско-российской постройки и из введенных за последние 10 лет 28% российские - среднее по больнице. В статусе "строящиеся" российских - 33%.
В общем тезис "сможет ли эта планета построить АЭС без России" особого смысла явно не имеет.
Отдельные товарищи любят фантазировать о скором конце ресурсов и полной безнадежности "зеленых" источников, оправдывая этим текущую политику.
Благодаря атомшикам РФ получила за 10 лет 7.3 ГВт, но за это время было закрыто блоков на 3.8 ГВт - так что половина строительства лишь компенсировала выключенные блоки.
Еще десять лет назад выработку ветра-солнца было трудно без микроскопа, так что усреднять рост за все десять лет некорректно - надо брать результат последних лет.
В РФ эти источники оставались в загоне, но тем не менее один ветер прибавил в 2020 и в 2021 примерно по гигаватту установленных мощностей, с учетом КИУМ по 300 МВт реальных. Напомним что атомщики в среднем вводили 350 МВт в год.
В общем и тут как-то трудно обосновать безальтернативность атома в плане спасения от полярного лиса.
Из последних новостей можно узнать что российские атомщики совершили прорыв, "замкнув цикл урана на реакторе БН-800 и получив неисчерпаемый источник бесплатной энергии на тысячи веков".
Быстрые реакторы интересны возможностью более полно использовать энергию ядерного топлива. Маленькая проблема - имеющихся запасов существующим реакторам хватит минимум на столетие.
Запасы рассчитываются исходя из цены урана порядка 300 долларов за кг. Не потому что при этой стоимости АЭС станут нерентабельны. А потому что при этой стоимости становится реальным извлечение урана из морской воды, что увеличивает его запасы в разы. Ну и как показывает история, при увеличении цены обычные сухопутные запасы также возрастут нелинейно.
В общем утверждать что никто не построит аналогичные реакторы за это время как минимум странно. Особенно учитывая что Китай уже строит копию с 2017 года.
В ближайшей же перспективе интересно в первую очередь производство MOX-топлива и сжигание его в обычных реакторах для уменьшения количества ядерных отходов. Как ни удивительно, но с этим в Европе как минимум не хуже чем в РФ (читаем tnenergy - [1], [2] или вики - La_Hague_site).
Полноценный промышленный БН-1200 еще не построен, возможно что будущее реакторов на быстрых нейронов за свинцовым теплоносителем, а БРЕСТ только начал строиться. Сначала надо довести ЗЯТЦ (Замкнутый Ядерный Топливный Цикл) до ума, потом ждать как минимум десятилетия до истощения запасов урана. Учитывая что и новый реактор и топливо стоят дороже обычных, есть все шансы что все наработки будут пролюблены до того как в них возникнет необходимость...
(frozen comment) no subject
(frozen comment) no subject
(frozen comment) no subject
Погуглите "новая энергетика". Ветровая, солнечная, водородная, аккумулирующая и пр. Не оставайтесь безграмотным совком.
Кстати, что у Росатома с термоядом?
(frozen comment) no subject
Смешно, смеёмся.
Т.е. никаких альтернатив быстрым нейтронам нет, а вы сказали это только для того, чтобы принизить советский опыт.
(frozen comment) no subject
У вас расщепление личности? Вы с кем смеетесь? И почему из вашего невежества такой внезапный вывод?
(frozen comment) no subject
Невежество тут проявляете только вы, в качестве гипотетических альтернатив реакторам на быстрых нейтронах предлагая зелёную и термоядерную энергетику.
(frozen comment) no subject
Забавно, что сомнение в ваших лозунгах вы называете невежеством. Эксперты не поддерживают ваши лозунги. А зеленую поддерживают. У вас ненависть к науке, конечно.
(frozen comment) no subject
Зелёная энергетика, в формате панели-ветряки, не даёт достаточного выхода энергии для поддержания индустриальной цивилизации, а термоядерные реакторы ещё даже не вышли на положительный выход энергии. Предлагай рабочие альтернативы.
(frozen comment) no subject
Я несу весть о простом, как и требуется, факте. Вы не эксперт, хоть и выступаете как эксперт. Вы дикарь. Ваши дикарские традиции меня не занимали.
(frozen comment) no subject
Вы не способны ни к конструктивной дискуссии в частности, ни к осмысленной речи в целом. Мне жаль вас.
(frozen comment) no subject
Ну да, как про экспертизу, вам становится скучно.
no subject
Латынина на схожую тему
> Меня всегда это занимало, потому что я не могла понять, почему Россия, которая в 2008 году добыла 640 млрд. кубометров газа, является сырьевой сверхдержавой, а США, которые в том же 2008-м добыли 580 млрд. кубометров газа, ей не являются. При этом стоит учитывать, что «Газпром» в 2008 году добыл 550 млрд. кубов, т.е. несколько меньше, чем США. А понятно, что важна именно добыча «Газпрома», потому что газ остальных производителей, про него очень часто говорят, что он некондиционный, он в трубу не лезет.
...
США получили 180 млрд. долларов в 2008 году за газ, и они ком с горы, а «Газпром» – 47 млрд. за Западную Европу, и мы великая газовая держава.
no subject
экономика атомного реактора
no subject
Запомним гов;оеда
> Россия абсолютный лидер в атомной промышленности, единственный серьезный конкурент - вестингауз недавно разорился. И да, как раз в соседнем городе (в Ангарске) у нас атоммаш работает. Сейчас наши строят 36(!) энергоблоков за рубежом.
> Я не говорю, что у нас совсем все хорошо. Но мы вышли сейчас на хороший советский уровень (90 года) и растем дальше. keleg
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2186093.html
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2184983.html?thread=133090839#t133090839
no subject
Мировые атомные мощности — 374 ГВт За 10 лет ввели 53 ГВт — итого рост на 1.2%
С учетом выведенных реакторов рост был лишь на 18 ГВт — 0.5% рост
При этом в среднем по мировой энергетике вообще годовой рост — 2.4%
по рф https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)
no subject
Китайский атом и ВИУ
no subject
Китай
216.88 ГВт солнечных батарей, причем почти половину за последний
квартал. По количеству вырабатываемой энергии, эти 216.88 ГВт - это
практически половина энергосистемы РФ. Только запущенная не
десятилетиями - все эти Саяно-Шушенские ГЭС, АЭС...., а за год. Прирост
установленной мощности солнечной энергетики составил 55%
no subject
https://www.ixbt.com/live/offtopic/afera-veka-raskrylas-vnutri-bolee-70-vetrogeneratorov-trudilis-dizel-generatory-vyrabatyvaya-elektroenergiyu-dlya-potrebiteley.html
«Росатом» доказал готовность технологии замкнутого ядерно-топливного цикла к реализации в промышленных масштабах
Четвертый энергоблок Белоярской АЭС с быстрым реактором БН-800 целый год отработал на практически полной загрузке уран-плутониевым МОКС-топливом, состоящем из продуктов, остающихся от работы классических атомных станций и отходов производств по обогащению урана. Тем самым не в теоретических разработках, а по результатам реального опытно-промышленного использования впервые доказано, что технология замкнутого ядерно-топливного цикла готова к промышленному применению.
Можно сказать, что это ещё не совсем полный закрытый ядерный цикл, поскольку МОКС - топливо невозможно использовать в обычных реакторах. Однако, та технология, которая уже есть обеспечивает энергобезопасность России на сотни лет вперёд.
no subject
Четвертый энергоблок Белоярской АЭС с быстрым реактором БН-800 целый год отработал на практически полной загрузке уран-плутониевым МОКС-топливом, состоящем из продуктов, остающихся от работы классических атомных станций и отходов производств по обогащению урана. Тем самым не в теоретических разработках, а по результатам реального опытно-промышленного использования впервые доказано, что технология замкнутого ядерно-топливного цикла готова к промышленному применению.
Можно сказать, что это ещё не совсем полный закрытый ядерный цикл, поскольку МОКС - топливо невозможно использовать в обычных реакторах. Однако, та технология, которая уже есть обеспечивает энергобезопасность России на сотни лет вперёд.
На самом деле, подобный прорыв даже более значим, чем гиперзвук, например. А самое главное, что мы сегодня имеем не промышленные образцы или модели, а готовый к запуску и массовому производству реактор.
no subject
Даже в Китае и Рашке атом растет медленее ВИЭ. Три с половиной старпера атомщика празднуют лидерство в умирающей отрасли.
"на сотни лет", лол
Если Запад решит что надо заняться атомом, то повторится то что мы только что видели с космосом. Рашка улетит на свои законные единицы процентов.
Зачем дебилам замкнутый цикл при околонулевом росте и запасах урана на столетие я даже интересоваться не буду.
no subject
"Запасы урана на столетие" – миф. В реальности на триста лет у нас, во-первых , только тех запасов урана, которые дешевле разрабатывать чем добывать уран из морской воды, в которой он практически бесконечен, поскольку постоянно вымывается реками, и, во-вторых, это только того изотопа урана, который используется в отсталых западных ядерных реакторах – для полного цикла используется другой изотоп, которого в земной коре на несколько порядков больше.
Конечно, в краткосрочной перспективе выгоднее жечь уголь с нефтью, но цивилизация-то идёт вперёд, и скоро она оставит за бортом, тех кто одной краткосрочной перспективой и живёт.
no subject
«Мирный атом»: как Россия стала мировым лидером в ядерной энергетике?
Пост пикабушника GoodCurrentNews
pikabu.ru
> И еще в данный момент РФ строит больше всех в мире реакторов, более половины всех строящихся.
открываем https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%90%D0%AD%D0%A1_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%90%D0%AD%D0%A1_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0)
РФ с Балаковским долгостроем (с 1987) строит 24 реактора, Китай — 21.
Но про больше половины мира вранье, как обычно,
-
бразилия Kraftwerk Union 06.2010
великобритания 2018 EDF-CGN Orano
2019 EDF-CGN Orano
индия 2011 NPCIL
2011 NPCIL
2010 NPCIL
IGCAR 2004
ОАЭ корейские 2015
2013
2014
словакия 1987
1987
сша 2013
2013
Финляндия 2005
Франция 2007
Корея 2017
2018
2012
2013
строительство остановлено Хмельницкая Украина 1986 1987
строительство прекращено Япония 2006 2010
no subject
Бандгладеш 2017
2018
Беларусь 2014
египет 2022
2022
индия 2017
2017
2021
2021
иран 2019
китай 2021
2022
2000
2021
2022
РФ балаковская 1987
1988
2012 балтийская
2018 курская
2019 курская
Турция 2018
2020
2021
2022
24
-
-
Китай
2022 Луфенг
2022 NPIC
2020 Саньао
2021 Саньао
2022 CAP-1000
2022 CAP-1000
2010 EPR-1750 ЕВРОПА?
2021 CHG
2021 CHG
2021 ACP100
2015
2016
2017
2020
2019
2020
2019
2020
2019
2020
пакистан 2016
21
no subject
> К 2036 году установленная мощность АЭС России должна достигнуть около 34,58 тыс. мегаватт, к 2042 – 45,8 тысячи. На сегодня, по данным Росатома, она составляет для всех 11 АЭС страны более 28,5 тысячи МВт.
Те феерический рост на 2.7 процентов в год. Должна, кхе кхе.
no subject
Встретился поциент, утверждавший что казахстанский уран по сути является российским.
Пять минут гуглежа выявили что казахи не дураки и они давно и успешно диверсифицируются https://rus.azattyq.org/a/32767436.html , половина компаний с иностранным участием не российские, французам в частности принадлежат 40 процентов (60 казахские) самой большой по запасам и добыче компании.